300 лет назад, 10 сентября (30 августа по старому стилю) 1721 года, Россия и Швеция заключили Ништадтский мирный договор, завершивший разрушительную, утомительную и самую длительную Северную войну, продолжавшуюся двадцать один год – с 1700 по 1721 годы.

Договор был подписан по итогам российско-шведского дипломатического конгресса, проходившего в г. Ништадт в Финляндии. С российской стороны свою подпись поставили генерал-фельдцейхмейстер граф Яков Брюс и Андрей Остерман, который после подписания трактата был возведён в баронское достоинство. Со стороны Швеции Ништадтский мирный договор подписали граф Юхан Лилльенстедт и барон Отто Стрёмфельдт.

Документ состоял из преамбулы, двадцати четырёх статей и сепаратной (дополнительной) статьи: устанавливался вечный мир между Россией и Швецией, им запрещалось вступать в союзы, направленные друг против друга. Обе стороны обязывались прекратить военные действия на территории Финляндии в срок до двух недель, на других территориях – до трёх недель. После обмена ратификационными грамотами в течение двадцати восьми дней Россия обязана была вывести свои войска с большей части территории Финляндии. Документы, относившиеся к финской истории, которые оказались в распоряжении российских войск, возвращались Швеции.

Следует отметить, что Россия при этом не стремилась унизить Швецию. Согласно Ништадтскому договору, Россия закрепила за собой выход в Балтийское море. За два миллиона ефимков, которые были выплачены Швеции в 1722-1724 годах Петром I, России были переданы «в совершенное непрекословное вечное владение» часть Карелии, расположенной к северу от Ладожского озера, с городами Выборг, Кексгольм (ныне г. Приозерск), Ингерманландия от Ладоги до Нарвы, часть Эстляндии с Ревелем, часть Лифляндии с Ригой, острова Эзель, Даго, Моон и другие земли до границы с Курляндией.

В 1721 году два миллиона ефимков (иоахимсталеров, в то время приравненных к русскому рублю) при весе одной монеты в двадцать восемь граммов – это пятьдесят шесть тонн серебра. Для сравнения можно сказать, что постройка первенца российского линейного флота 52-пушечного линейного корабля «Полтава» обошлась государевой казне в тридцать пять тысяч ефимков - и это включая стоимость корабельной артиллерии.

Пётр I отправил в Швецию сумму, достаточную для оснащения могучего флота в составе пятидесяти семи линейных кораблей. Ежегодный бюджет России в те годы составлял порядка четырёх – пяти миллионов рублей, или ефимков (серебряный рубль перечеканивался из иоахимсталера). Так что шведам царь отправил половину всего бюджета страны.

В то же время «Финансовая статистика Швеции в период 1719-2003 годов» говорит, что бюджет этой страны в 1721 году составлял около шести миллионов шведских далеров, или два миллиона ефимков. Таким образом, шведы получили от России сумму, эквивалентную их годовому бюджету.  

По условиям Ништадтского договора население, проживающее на переданных России территориях, переходило в российское подданство, архивные документы были переданы российской стороне, что означало фактическую отмену Столбовского мира 1617 года. Оставшаяся часть территории Финляндии по Ништадтскому договору была возвращена Швеции.

Договор гарантировал сохранить в Швеции «учинённую форму правительства» – установленный после гибели в 1718 году короля Карла XII аристократический образ правления со слабой королевской властью. Трактатом было провозглашено «вечное забвение» всех неприятельских действий, произошедших с обеих сторон в ходе войны, и всеобщую амнистию.

Однако, амнистия не распространялась на запорожских казаков, перешедших на сторону Швеции вместе с гетманом Иваном Мазепой, ставшего символом наживы, измены, предательства, удостоенный ордена Иуды, проклятого церковью и презираемого современниками.

По Ништадтскому договору российским и шведским военнопленным предоставлялась свобода выбора – вернуться на родину или остаться на новом месте проживания. Шведы, принявшие православие, должны были жить в России.

Населению Лифляндии и Эстляндии договор гарантировал сохранение их прав и привилегий, в частности исповедание протестантизма, а местному дворянству – возврат земли, изъятой у него королевской властью в годы проведения политики репродукции во второй половине XVII века. А также наследование имущества, но при условии принесения присяги на подданство российскому монарху. В противном случае они обязаны были продать землю в течение трёх лет и одного года соответственно.

Договором возобновлялась российско-шведская торговля. Швеции было предоставлено  право ежегодно и беспошлинно вывозить из Риги, Ревеля (ныне г. Таллинн) и Аренсбурга (ныне г. Курессааре, Эстония) зерно на сумму пятьдесят тысяч рублей, кроме тех лет, когда в России будет действовать запрет на экспорт хлеба.

Для обеих сторон договором закреплялась обязанность оказания помощи кораблям, потерпевшим крушение у российских и шведских берегов, и обеспечения охраны собственности пострадавших. Было установлено равноправие обеих держав на морях – шведские военные корабли должны были салютовать российским крепостям, стреляя шведский «лозунг», российские военные корабли вблизи шведских крепостей – российский «лозунг».

Подтвердилась и необходимость, которая была зафиксирована в прежних русско-шведских договорах, по требованию каждой из сторон выдавать всех перебежчиков, в том числе лиц, обвинённых в государственной измене и уголовных преступлениях.

Договор определил порядок рассмотрения споров между российскими и шведскими подданными, специально назначенными комиссарами. Послы и посольства обеих стран на территории принимающей стороны были переведены на собственное довольствие.

По просьбе польского короля Августа II Сильного Швеция обязана была немедленно начать мирные переговоры с Речью Посполитой при российском посредничестве с условием, что будущий польско-шведский договор не будет противоречить Ништадтскому миру. В связи с этим Речь Посполитая не могла претендовать на Лифляндию.      

Мирный договор включал предложение королю Великобритании Георгу I и другим монархам присоединиться к Ништадтскому миру в пункте об отказе вступать  в антироссийские и антишведские союзы. В результате этого предложения Священная Римская империя присоединилась к договору, заключив австро-российский Венский трактат 1726 года.

В ознаменование подписания столь важного Ништадтского мирного договора, 22 октября (2 ноября по новому стилю) 1721 года в церкви Пресвятой Троицы в Санкт-Петербурге Пётр I принял титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого».

В память о заключении Ништадтского мира из золота и серебра были изготовлены медали «В память Ништадтского мира». Солдаты и унтер-офицеры награждались серебряными медалями, офицеры награждались золотыми медалями разного достоинства, на которых был изображён Пётр I. Иностранные дипломаты также награждались медалью.

На медалях изображены – Ноев ковчег с летящим голубем мира, Санкт-Петербург и Стокгольм, и надписи: «СОЮЗОМ МИРА СВЯЗУЕМЫ» и «ВЪНЕИСТАТЕ ПО ПОТОПЕ СЕВЕРНЫЯ ВОИНЫ 1721». Первые медали были изготовлены из золота и серебра, добытого в России в Нерчинских рудниках Большого и Малого Култука.

Неизвестным автором был сочинён кант «Радуйся, Росско Земле». Кант – старинная многоголосная духовная и светская песня для вокального ансамбля или хора, как правило без инструментального сопровождения. Кант получил распространение в России, в том числе на территориях современной Украины и Белоруссии, с середины XVII до конца XVIII века.

В 1722 году, из мрамора итальянским скульптором Пьетро Баратта была изваяна и установлена в Летнем саду Санкт-Петербурга скульптурная композиция «Мир и победа». В 1721 году в Санкт-Петербурге прошли торжества в честь заключения Ништадтского мира, а зимой 1721-1722 годов торжества состоялись в Москве. По инициативе Петра I в 1721 году для специально приглашённых лиц празднества были организованы дипломатическими представительствами во многих городах Европы и Константинополе.

Положивший конец Северной войне Ништадтский мир явился крупной победой российской дипломатии. Он значительно укрепил международное положение России, получившей свободный выход в Балтийское море, и возможность удобным способом развивать торговые отношения и культурные связи с Европой.

Ништадтский мир стал финалом могущества Швеции, продолжительное время тяготевшего над Северной Европой, на века закрепил статус России как  великой державы, в том числе морской. Из Московского царства возникла Российская империя – на тот период времени самая большая страна в мире. И по сию пору она остаётся таковой.

Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВОЕ БРАТСТВО